СТРАНИЧКА АНГЛИЙСКОГО

Поощрение и наказание на ваш выбор

 

Материал подготовила воспитатель Козлова Е.И.

Проблема:

В самом деле, всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, в том числе и родительская, столько и бытует мнений, разногласий, споров, дискуссий вокруг данной проблемы. И не только о наказаниях, но и о поощрениях. Одни боятся захвалить и воспитать ребёнка чересчур избалованным, другие, наоборот используют похвалу как главный метод воспитания. Часть родителей категорически возражает против наказания, особенно телесного: боятся подавить в ребёнке личность и вызвать целый ряд негативных явлений – страх, ненависть к родителям и окружающему миру. Разумеется, однозначно выражать мнение по этому деликатному вопросу было бы неверным.

Решение:

Вопрос для взрослого: нравится ли вам самим похвала руководителя? А если похвала руководства, то где: наедине, в кабинете или при свидетелях? Наверное, второе нравится больше? А ребёнку нужно ещё больше, он должен каждый день, каждый час слышать, что он молодец, умница-разумница. Нужно говорить ему превосходными степенями русской речи – не правильно, хорошо выполнил, а отлично, великолепно, чудесно, превосходно.

Не скупитесь на похвалу. А за особые заслуги - съел нелюбимый суп, быстро и аккуратно оделся – что-либо и подарить. Опять-таки это может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово «рыбка», сказанное секретно доверительно на ушко (дети очень это любят!).

В связи с этим вашему вниманию предлагаются различные варианты, позиции, положения известных русских и зарубежных авторов.

Наши советы

О ПООЩРЕНИИ

1.Не хвалить ребёнка особенно часто, так как в этом случае потеряется важнейший смысл похвалы.

2.Предлагаем дать ребёнку второе имя - существительное, не производное от первого. Это может быть «рыбка», «зайчик», «ласточка», «солнышко». Поскольку дети любят ушами и им, нравится такое к себе обращение, можно использовать его в качестве похвалы - лёгкого поощрения.

3.Чередовать в этом плане производное от имени: Наташа -Таточка - Наталочка -Ташенька - Натусенька - Наточка.

4.Обращаться ласково к ребёнку в зависимости от его пола: - доченька – дочка – дочурка – внучка – внученька – сынок – сыночек – внук – внучок.

5.Воспользоваться великолепием русского языка, обращаясь к ребёнку с восторгом: умница, молодчина, великолепно, чудесно, прелестно, очень хорошо, самый умный, добрый, красивый и т. д.

6.Научить ребёнка хвалить самого себя.

7.Пожать руку, обнять, поцеловать.

8.Послать воздушный поцелуй (к примеру, когда вы заняты).

9.Поощрить без слов, жестами, мимикой, показом пальцами рук, глазами.

10.Обнять на расстоянии.

11.Дать особые обещания, к примеру, «За то, что ты ... в субботу пойдём (в гости, цирк).

12.Похвалить ребёнка в присутствии других.

13.За особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости пообещать поощрения материального плана (купить лакомство). К этому методу прибегать нечасто.

О НАКАЗАНИИ.

1.Категорически нельзя наказывать едой.

2.Нельзя наказывать физически.

3.Запрещается обзывать бранными словами.

4.Нельзя кричать.

5.Нельзя ставить в угол надолго.

6.Нельзя наказывать в публичном месте (в магазине, на улице, в гостях).

7.Стараться не повторять свои требования множество раз. Приведём краткое мнение учёного. А. Фромм (терапевт и педагог) утверждает, что в наказаниях таиться следующие опасности: «1. Очень часто наказание не исправляет ребёнка, а лишь преображает его; 2. Наказание вынуждает ребёнка опасаться потерять родительскую любовь; 3. У наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство».

Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его?

1.Терпением. Это самая большая добродетель.

2.Объяснением. Объясните ребёнку, почему его поведение неправильно (кратко).

3.Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребёнку что-нибудь привлекательное, чем-то, что ему сейчас хочется.

4.Неторопливостью. Не спешите наказывать – подождите, пока поступок повторится.

5.Наградами. На худой конец, они более эффективны, чем наказания.

В заключение стоит отметить что во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция. Важно в данном случае не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.

Спасибо за внимание.

Желаем успеха.

Источник информации: книга «От трёх до семи»

Фесюкова Лариса Борисовна.

1996 г.

 

 
Яндекс.Метрика