Раз, два, три, четыре, пять! Собираемся гулять! |
Материал подготовила воспитатель Петухова Т.Д.
Прогулка является частью образовательного и воспитательного процесса, значение которой нельзя недооценивать.
Прогулки на свежем воздухе – это отличная возможность понаблюдать за природными явлениями и сезонными изменениями в окружающем мире, а также общественной жизнью.
Из наблюдений дети узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет и обогащает знания детей об особенностях природы и особенностях деятельности людей, формирует первичный исследовательский и познавательный интерес.
В зимний период можно понаблюдать за зимующими птицами, деревьями и кустарниками, за снегопадом и ветром. Также детям будет интересно заняться познавательно - исследовательской деятельностью: определить и сравнить свойства льда и снега. Важно уделять внимание наблюдениям за различными профессиями. Например, можно понаблюдать за трудом дворника.
Закреплять знания детей о природе и погодных явлениях можно с помощью бесед. Например, можно побеседовать с детьми о том, какие произошли изменения в природе по сравнению с предыдущим месяцем (временем года), что изменилось в одежде людей, как приспосабливаются разные животные и птицы к жизни в холодное время года и т. д.
Во время прогулок можно приобщить детей к труду. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений об их росте и развитии. Труд в природе способствует к развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.
Также прогулка даёт широкий простор для организации подвижных игр. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Примерный перечень подвижных игр
«Берегись, заморожу!»
Все играющие собираются на одной стороне площадки, взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу», - говорит он. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».
«МОРОЗ»
С помощью считалки выбирается Дед Мороз.
Ты в шубе, ты в кушаке,
У тебя красный нос,
Это ты, Дед Мороз!
Все дети разбегаются, а Дед Мороз старается дотронуться до любого игрока и заморозить его. Замороженный стоит неподвижно в любой позе.
«Кто дальше»
На ровной площадке играющие выстраиваются, в руках снежные комки. По сигналу игроки бросают вдаль снежные комочки. Тот, чей комок долетит дальше – побеждает.
«Выручалочки»
Играющие выбирают водящего, который становится салкой и должен осалить любого игрока. Особенность этой игры в том, что, как только водящий начинает настигать кого-то, любой игрок может выручить товарища, пробежав между ними и преследователем. И тогда водящий — салка — обязан бежать за ним, но и того могут выручить товарищи таким же образом. Игрок, которого осалит салка, меняется с ним ролями, и игра продолжается с новым водящим.
«Зимушка – зима»
По команде дети выполняют следующие задания: «Мороз» - стоять, «Вьюга» - бег на месте, «Метель» - присесть, «Снег» - кружиться на месте. Воспитатель при этом может показывать другие движения, например, говорит «Снег», а сам приседает. Выигрывает тот, кто не сделает ни одной ошибки.